alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
13 января
2016
12:49
63

О социально-психологическом тестировании обучающихся

Употребление психоактивных веществ (алкоголя, никотина, наркотиков и других веществ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении последних лет продолжает оставаться одной из социально значимых проблем нашего общества.

Формирование здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в образовательных организациях Московской области.

Одной из мер, направленных на профилактику наркомании является раннее выявление потребителей наркотических средств и психотропных веществ.

В сентябре-ноябре 2015 года обучающиеся образовательных организаций Московской области участвовали в социально-психологическом тестировании (далее – тестирование).

Цель такого тестирования – выявление особенностей личностных качеств обучающихся для изучения и оценки отклоняющегося поведения, выявление «группы риска» дляпроведения медицинского обследования с целью выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ, а также оказание детям, оказавшимся в «группе риска» необходимой психолого-педагогической и медицинской помощи, корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Тестирование проводилось в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658, на основании приказа министра образования Московской области от 11.08.2015 № 4268 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях в Московской области, государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области в 2015-2016 учебном году».

В качестве методического инструментария для его проведения была использована методика «Психодиагностический опросник «Наркориск», разработанная группой ученых ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», в составе доктора психологических наук, доцента Сыркина Л.Д., кандидата психологических наук Зуйковой А.А., кандидата исторических наук, доцента Ляпина А.С. и кандидата педагогических наук Сафронова А.А.

Организационно-консультационную поддержку при проведении тестирования осуществляло государственное бюджетное образовательное учреждение Московской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна».

Учитывая, что реагирование подростка на процедуру тестирования во многом обусловлено отношением его родителей к данной процедуре, в период подготовки во всех образовательных организациях состоялись родительские собрания по вопросам участия детейв тестировании.

Несмотря на актуальность проблемы наркомании, многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики.

На родительских собраниях были даны разъяснения, что тестированиепроводитсяв рамках действующего законодательства на основе принципов добровольности, конфиденциальности, с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних. Важно было убедить родителей в том, что тестирование - это способ вовремя, еще до возникновения зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с ними. Родители имели возможность получить ответы квалифицированных специалистов на любые возникающие вопросы, касающиеся предстоящего тестирования.

Передпроведением тестирования Министерством образования Московской области были проведены обучающие семинары для специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогов образовательных организаций на темы:

- «Организация работы по проведению социально-психологического тестирования обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области» (16 сентября 2015 года),

- «Организация работы по проведению социально-психологического тестирования обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области» (21 сентября 2015 года).

В тестировании приняли участие 120 124 обучающихся, из них:

- 85 646 человек из 1031 муниципальной общеобразовательной организации (в 2014-2015 учебном году - 72 765 человек),

- 34 478 человек из 78 государственных профессиональных образовательных организаций Московской области (в 2014-2015 учебном году - 26 714).

В тестировании в 2015-2016 учебном году приняло участие на 20 645 человек больше, чем в прошлом учебном году.

Тестирование проводилось анонимно,при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

В«группуриска» вошли:

- 21,5 % - обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций,

- 26,8 % - обучающихся государственных образовательных организаций Московской области.

По итогам тестирования Министерством образования Московской области проведены семинары и круглые столы, на которых обсуждались итоги тестирования, а также вопросы организации профилактической работы в образовательных организациях и участия обучающихся в медицинских осмотрах и добровольном диагностическом обследовании с целью выявления потребителей психоактивных веществ.

Социально-психологическое тестирование должно стать еще одним сдерживающим фактором в распространении наркомании в образовательной среде и поможет эффективнее организовать работу по формированию здорового образа жизни обучающихся Московской области.